Базовые масла в смазках
Смазка состоит из примерно 10% загустителя (мыла), а также присадок и базового масла. Базовое масло (масло-основа) обычно составляет 90% всего продукта. Главное назначение базового масла — смазывать, в этом смысле базовое масло в смазке ничем не отличается от других смазывающих масел.
Поэтому те же самые критерии, которые используются для выбора смазывающего масла, важны и для подбора базового масла смазки. Они включают в себя химическую природу, вязкость, индекс вязкости, температуру застывания, смазочную способность, испаряемость (летучесть).
Химическая природа масла существенна, так как она оказывает значительное влияние на необходимый объём загустителя (цена, прокачиваемость) и температурное поведение смазки.
В большинстве смазок обычно используется комбинация очищенных нефтяных масел (парафиновых или нафтеновых), потому что они предлагают хорошую комбинацию характеристик производительности и цены.
Минеральные базовые масла:
Парафиновое - хороший индекс вязкости (около 90) и температурная стабильность до примерно 177°C. Мощность загущения смазки обычно меньше, чем у нафтенового масла.
Нафтеновое: - хорошие низкотемпературные характеристики, обычно до - 40°C. Сопртивление окислению не так хорошо, как у парафиновых. (ИВ макс. 40) Очень хорошая мощность загущения смазки.
Эфиры:
Много разных природных и синтетических эфирных масел используется для условий, в которых важна безопасность окружающей среды (биоразлагаемые), или если возможен случайный контакт с пищевыми продуктами.
Растительные: - масло из семян рапса — очень экономически эффективное натуральное эфирное базовое масло.
Узкий температурный диапазон ограничивает возможности использования. Подсолнечное масло имеет более широкий температурный диапазон. Однако более высокая цена ограничивает экономические возможности использования.
Синтетические: - существует много разных синтетических эфиров. Многие из них могут быть использованы как приемлемая с точки зрения окружающей среды альтернатива нефтяным базовым маслам. По своим свойствам синтетические эфиры превосходят нефтяные очищенные базовые масела. Но стоимость ограничивает экономическое использование этих эфиров.
Синтетические базовые масла
Существует большое число разных жидкостей, которые называются “Синтетическими”. Они обычно используются в очень специализированных условиях, потому что их особые свойства прямо влияют на свойства смазки.
Обычные типы базовых масел и их температурные ограничения даны ниже:
Базовое масло | Номинальный рабочий диапазон температур | Цена |
---|---|---|
Парафиновое | от - 12 до 140° C | + |
Нафтеновое | от - 35 до 120° C | ++ |
Рапсовое | от - 20 дo 80° C | ++ |
Подсолнечное | от - 18 до 110° C | +++ |
Синтетические эфиры | от - 30 до 177° C | ++++++++ |
Диэфир | от - 73 to 204° C | ++++++++ |
Полиолэфир | от - 46 to 204° C | ++++++++++ |
Синтетический углеводород (PAO) | от - 62 дo 177° C | +++++++++ |
Полиалкилен гликоль | от - 40 дo 177° C | +++++++++++ |
Силиконовое | от - 73 дo 232° C | +++++++++++++ |
Флюорокремниевая | от - 46 дo 232 ° C | ++++++++++++++ |
Перфлюоринированные полиэфиры | дo 315° C | +++++++++++++++ |
Вязкость:
Вязкость базового масла — важный параметр. Она определяет толщину смазывающей плёнки (свойства переносить нагрузку) в узле трения. Более того, она оказывает большое влияние на температурное поведение смазки.
Вязкость базового масла. Типичные применения
Кинематическая вязкость при 40° C | Применение |
---|---|
< 100 cSt | Очень низкие температуры, высокая скорость, низкая нагрузка |
100 cSt - 200 cSt | Средняя температура, скорость, нагрузка, “автомобильные” |
200 cSt - 500 cSt | Средняя скорость, нагрузка от средней до высокой, “промышленные” |
500 cSt - 1000 cSt | Низкая скорость, тяжелая нагрузка. “тяжелые промышленные” |
> 1000 cSt | Очень низкая скорость, очень тяжелая нагрузка |
Индекс вязкости
Изменение вязкости в зависимости от температуры указывает, насколько текучим будет базовое масло при высоких темпеаратурах. Масло с высоким индексом вязкости будет менее текучим при высоких температурах чем базовое масло с низким индексом вязкости.
Температура застывания
Температура застывания оказывает прямое влияние на прокачиваемость и смазывающие свойства смазки в условиях низкой температуры.
Смазывающая способность
Хорошая смазывающая способность уменьшает трение и износ.
Испаряемость
Низкая испаряемость базовых масел означает уменьшение потерь масла и таким образом способствует удовлетворительному смазыванию при более высоких рабочих температурах.
Хотя выбор правильного состава базового масла является критически важным для производства хорошей смазки, часто невозможно "научно" обосновать какая комбинация вышеуказанных параметров наилучшая для данного применения.
Помните, что выбор правильной комбинации базовое масло/загуститель — ключ к успеху, мы в этом — эксперты.